История одной успешной компании. Искусству туризма от «АРТ-ТУР» исполнилось двадцать
25.07.2013
Рассказывает генеральный директор компании «АРТ-ТУР» Дмитрий Арутюнов:
Вы с самого начала, создавая компанию, имели четкое понимание того, как она будет развиваться?
И да, и нет. Если вспомнить Россию в 1992 году – это такое Чикаго 30-х, время быстрого накопления капитала, бандитских разборок, барахолок в Лужниках и на Черкизово, апогей шоп-туризма. За границу выезжали либо в Стамбул, либо в Варшаву. И мы свои первые шаги в туризме делали в этом направлении. Но попадая в ту же самую Польшу, видели их туристические офисы, где люди могли купить тур на Майорку, на острова Греции, в ЮВА, и все было так красиво – красивые каталоги, прекрасные отели. Поэтому, раздумывая над названием компании, мы мечтали, что придет время, когда и у нас туризм будет восприниматься как искусство, и наши туристы будут ездить не за шмотками, а за впечатлениями. Так и появился «АРТ-ТУР» - «искусство туризма».
И как же произошел переход от шоп-туров к искусству?
В начале 1993 года мы с женой впервые съездили в Таиланд. Самолет «Аэрофлота» тогда делал остановку в Дубае. Когда мы оказались в аэропорту Дубая, то были просто ошеломлены и нежданно удивлены, увидев дубайский дьюти-фри, уже тогда похожий на современный. Буквально через месяц я туда поехал в командировку: посмотреть, что и как там можно с точки зрения бизнеса делать. И вот так, почти 20 лет назад мы начали работать с ОАЭ.
Но ведь 20 лет назад и сам Дубай был раем для российских «челноков».
Да, я бы сказал, он был «третьим Римом» для шоп-туризма после Стамбула и Варшавы. Даже в каталогах очень важно было написать, есть ли в отелях склад или нет. Сейчас такое никому и в голову не придет. А тогда это был чуть ли не главный критерий при выборе гостиницы, потому что если есть склад – это хорошо, значит, можно товары, которые клиенты покупают, приносить и хранить там, а не у себя в номере. Но мы уже тогда почувствовали, что Дубаем руководят очень умные и прозорливые люди, они хотят развивать свою страну не как огромный Черкизон, а как деловой, экономический, торговый и рекреационный центр всего ближневосточного региона. И когда практически на моих глазах развернулось строительство по всему эмирату шикарных отелей, превративших пустыню в шестизвездочный рай, мы поняли: вот они – единомышленники. Раз они так делают, они тоже думают о том, что наступит время, когда их новые шикарные курорты будут пользоваться спросом, и люди будут приезжать просто для того, чтобы отдохнуть, насладиться морем, песком, древней и загадочной Аравией.
Примерно в то же время появилась MITT, год спустя – «Отдых». Эти выставки помогли нам найти розничных партнеров во многих регионах, и мы начали продавать свои туры не только прямым клиентам, но и через агентства. Наличие одного офиса в Москве не позволяло делать большие обороты, а благодаря сотрудничеству с агентствами по всей стране мы увеличили их до таких объемов, которые в дальнейшем помогли нам заслужить себе неплохое имя на многих направлениях, у многих отелей. Теперь у нас в Москве три собственных офиса и принимающая компания в Дубае со своим парком автомобилей, гидами, отделом бронирования. Она принимает и наших клиентов, и, уже, потихоньку, начинает обслуживать клиентов из стран СНГ и дальнего зарубежья – то есть, это уже практически международная структура, которая еще не конкурирует, конечно, с глобальными дубайскими принимающими компаниями, но уже вышла на эту стезю.
При этом 95% продаж в «АРТ-ТУР» по-прежнему идут через агентства, что, конечно, снижает норму рентабельности, но позволяет быстрее наращивать обороты, что в свою очередь, позволяет нам получать самые лучшие цены у партнеров-отельеров. За эти годы мы создали некий постоянно пополняющийся пул дружественных нам, профессиональных агентств, которые готовы продавать не самые дешевые туры, потому что около 85% наших туров мы продаем в отели 5*. Я не скажу, что мы исключительно лакшери-туроператор – за 20 лет «Арт-Тур» превратился в «супермаркет», где есть все возможные товары. Но мы превратились не в «Копейку», а, скорее, в «Азбуку вкуса», если проводить аналогии. Человек может у нас купить какой-то дешевый отель 3* в центре Дубая, но приходят в основном не за этим.
«АРТ-ТУР» превратился в «супермаркет» не только с точки зрения разнообразия отелей, но и направлений. Сегодня компанию уже смело можно назвать многопрофильной.
Да, мы начинали с достаточно узких ниш, и у многих компания до сих пор ассоциируется с тремя буквами (приличными!) - ОАЭ. Но в этом году мы подготовили уже четыре каталога по разным блокам наших направлений. Первый: Эмираты и Арабский Восток – Иордания, Оман, Ливан, Катар, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия и Марокко. Второй блок – это уже ставшие нашими «фирменными» острова Индийского океана. Это Сейшелы, Маврикий, Мальдивы и примкнувшая к ним Южная Африка. Третий каталог – Азия, куда мы тоже в этом году пошли глубже. К традиционному Сингапуру, куда мы еженедельно летаем на гарантированных блоках Singapore Airlines и странам ЮВА, мы добавили Китай. У нас появились очень хорошие специалисты-китаисты, которые прекрасно говорят на китайском и помогают нам получать выгодные цены и предложения от партнеров, ведь в таких странах, как Китай, ценят, когда к ним приходишь уже со знанием их культуры, языка и обычаев. И последний блок, относительно новое направление, которое тоже очень активно развивается – Латинская Америка и Карибы. Это Мексика, Доминикана, Аргентина, Бразилия, Панама, Белиз, Гватемала, Эквадор, множество островов в Карибском море. В отличие от наших коллег, которые в основном этот регион окучивали по принципу: поставили чартер на Канкун – продаем, поставили чартер на Доминикану – продаем, тут мы тоже, как и на всех наших направлениях, делаем основную ставку на регулярную перевозку. И получаем от регулярных перевозчиков цены, которые могут поспорить с чартерными. При несопоставимо более высоких гарантиях и качестве. Делаем и тут очень много интересных программ, когда туристы не просто лежат на солнце, а еще что-то смотрят, изучают. Слава богу, наши люди перестали бояться дальних перелетов, неизведанных стран, и не ограничиваются пляжным отдыхом.
«АРТ-ТУР» за 20 лет создал себе хорошую кредитную историю, не только в финансовом смысле, а еще и в том, что мы правильных клиентов привозим в правильные отели, многие становятся повторными. Соответственно, со многим гостиницами у нас теплые партнерские отношения. И это позволяет легче открывать новые страны и маршруты: нам не надо бить себя кулаком в грудь, рассказывать о том, какие мы хорошие, чтобы нам что-то дали. Сами приходят и дают. Скажем, открыли мы Китай. Тут же на нас выходят цепочки Four Seasons, Shangri-La, другие, у которых в этих странах много собственных отелей, и предлагают контракт.
За эти годы с какими сложностями приходилось сталкиваться компании и как вы их преодолевали?
Проблемы в основном сопоставимы с теми, которые были у нас в стране и в мире, и отражались на туризме. Кризисы разного рода, вооруженные конфликты и природные катаклизмы на наших направлениях. Но у нас всегда было понимание, что назад в 90-е дороги нет, и придет то светлое время, когда люди будут больше, дальше и достойнее путешествовать.
К слову о кризисах, экономисты стращают наступлением новой волны.
Говорят, во время кризисов бедные беднеют, а богатые богатеют. Как бы ни цинично звучало, на самом деле, это так. А мы продаем дорогие эксклюзивные путешествия. И после того же кризиса 2008 года у нас был не отток клиентов, а приток. Сейчас люди хотят даже больше приключений, адреналина, дальних путешествий – это видно по заказываемым у нас турам и программам. Для организации простых и несложных бюджетных туров есть теперь много онлайн сервисов, что уже вызывает отток клиентов у массовых операторов. Для красивых и интересных путешествий, где требуется консультации, помощь и гарантии профессионального и надежного туроператора, есть мы. Уже 20 лет.
раздел: ОАЭ/Эмираты