Отрывки из путеводителя нашего замечательного гида Елены
Данакиль
Это пустыня в северо-восточной Африке, в Афарской котловине на северо-востоке Эфиопии на границе с Эритреей. За год в Данакиле выпадает 100—200 миллиметров дождя. Температура воздуха может достигать 63°С, почвы — 70°С. Населена народом афар, которые в старые времена занимались добычей соли и конфликтовали с народом сомали. Мощные отложения соли (местами глубиной до 2000 метров) и найденные здесь окаменевшие кораллы свидетельствуют о том, что раньше вместо пустыни здесь был океан. Разведаны запасы калия: объём — около 105 миллионов тонн, мощность слоёв — более 100 метров. Растительность скудная, но тем не менее в Данакиле встречаются травоядные: зебра Греви, сомалийская газель и дикий осел.
Несмотря на высокую температуру, низкую влажность, извергающиеся вулканы, ядовитые испарения, озёра из нефти и серной кислоты и прочее опасные для человека факторы, пустыня Данакиль является популярной туристической достопримечательностью.
Эрта Але – это вулкан, расположенный в удалённом районе Афар. Название вулкана в переводе означает «курящаяся гора».
Эрта Але — самый активный из вулканов Эфиопии. Это — один из пяти известных вулканов мира, имеющих лавовое озеро, а также единственный в мире вулкан, у которого лавовых озера сразу два, что делает его поистине уникальным.
Вулкан Эрта Але находится в пустыне Данакиль: он лежит ниже уровня моря и представляет собой составную часть так называемого «афарского треугольника» — зоны сильной вулканической активности.
Постоянная активность вулкана продолжается с 1967 года. С каждым своим извержением он поднимается всё выше над впадиной Данакиль; сейчас его высота — уже 613 м. В последние пять лет, с 2015 года, вулкан все сильнее дымит и разочаровывает туристов.
Геральта
Тыграй, район на самом севере Эфиопии, насчитывает более 150 действующих церквей, высеченных в скалах. Для сравнения, в знаменитой Лалибеле есть всего двенадцать церквей плюс несколько церквей в окрестностях города.
Эти церкви, ценнейшая часть культурного и религиозного наследия эфиопского народа, в основном находятся в восточной части провинции Тыграй, в районах под названием Ца-эда Имба, Ацбидэра, и конечно же Геральта. Некоторые из этих церквей были построены, или точнее сказать высечены, ещё в 5 веке нашей эры, примерно на 800 лет раньше Лалибелы. Другая группа церквей – более поздняя, и датируются эти церкви 10 – 12 веками. Третья группа возможно датируется 15 – 16 веками. Однако очень затруднительно провести точную датировку этих церквей. Устные традиции и легенды, которые вам расскажут местные священники, не выдерживают проверки, если сопоставить их с историческими записями и царскими хрониками. Изучение барельефов и фресок в церквях также ничего не дает, поскольку эти украшения могли быть добавлены в более поздний период. Дэвид Бакстон, посетивший район Геральта в 1969 – 1970 годах, изучил 75 церквей региона и является самым авторитетным специалистом в этой области.
Район Геральта насчитывает около четверти всех церквей восточного Тыграя. Здесь вы увидите старинные настенные росписи, старые манускрипты огромной ценности, и заодно совершите прогулку в горах с абсолютно уникальным и фантастическим пейзажем. Список церквей района Геральта, которые просто невозможно не посетить, включает такие церкви как Абуна Емата (Гух), Мариам Коркор, Дебре Цион (Абуна Абрахам), Йоханнес Майкудди, Абуна Гебре Микаэль, Мариам Папасети, Абреха Атсбеха и Селассие Дегум.
Большинство церквей Лалибелы (выдающееся достижение инженерной мысли и архитектуры!!!) высекались вертикально, или сверху вниз. В Лалибеле есть 4 церкви-монолита плюс одна монолитная церковь в 30 км от города. Монолит – это грубо говоря означает, что церковь можно обойти вокруг, поскольку она отсечена от главного камня со всех сторон. Церкви в районе Геральта были высечены по другой системе: горизонтально. Подавляющее большинство церквей – ¾ монолиты.
Храм Еха
Языческий храм Еха (храм Луны) расположен в 60 км от Аксума. Этот храм, высотой 12 м, построенный из 52 рядов каменных блоков (кстати совсем неясно, откуда этот камень привозили и как его обрабатывали) схож с подобными сооружениями на юге Аравийского полуострова. Датируется этот храм 8 веком до нашей эры, а возведен он был для поклонения языческому божеству Ильмука. Храм был украшен барельефами с изображением горного козла валия, которого очевидно приносили в жертву в храме.
В 6 веке нашей эры, с подачи святого Абба Афце (это один из девяти сирийских монахов, святой эфиопской православной церкви) этот языческий храм использовался как церковь, а после того, как новую церковь построили рядом с храмом, камни и плиты с украшениями растащили на новые постройки. Но древний храм по-прежнему стоит, в основном благодаря мощному фундаменту и уникальному способу каменной кладки.
Сегодня Еха – это крошечная деревня на севере Эфиопии, а в 8 веке до нашей эры это был город – государство под названием Да’амат, который жил сельским хозяйством, обработкой металла, гончарным делом и периодически воевал с соседями до тех пор, пока его под себя не подмял великий и всемогущий Аксум. Это случилось в 1 веке нашей эры. В настоящее время группа немецких археологов ведет интенсивные раскопки в районе Еха, и рядом с храмом был найден дворец 6 – 5 века до нашей эры под названием Грат Беаль Гэбри. Очевидно, это был дворец правителя города-государства Да’амат.
Рядом с храмом Еха находится церковь, не представляющая особого интереса для туристов, а вот при церкви имеется малюсенький музей, где священник, смотритель музея, покажет туристам совершенно уникальную рукописную библию 9 века (этой книге около 1200 лет!)
Народ эрборе
Численность: от 8,000 до 10,000
Место проживания: юго-западная часть долины реки Омо, рядом с Соленым Озером
Язык: кушитская языковая группа
Основные занятия: полукочевое скотоводство и примитивная обработка земли
В отличие от колоритных хамеров, незабываемых мурси или трудолюбивых консо, мало кто из туристов добирается до поселений малочисленного народа эрборе. Это племя полукочевников-скотоводов проживает в очень жаркой низменности, практически пустыне, к северу от Соленого Озера, в дельте реки Вейто. Существуют четыре поселка народа эрборе: Гандареб, Кулама, Мурале и Эгуде. В поселках постоянно проживают женщины и дети, а мужчины кочуют с крупным и мелким рогатым скотом, изредка навещая семью.
Жизнь народа эрборе полностью зависит от крупного рогатого скота. Само название народа означает «земля быков» («эр» – бык, «боре» – земля). Благосостояние семьи, что характерно для многих племен южной Эфиопии, определяется поголовьем крупного рогатого скота.
Прически у незамужних девушек и замужних дам сильно отличаются. До замужества девушки бреют голову и покрывают ее черной тканью, а после свадьбы начинают отращивать косы. Девушки и женщины носят неимоверное количество бижутерии (серьги, браслеты, ожерелья, пояса), что не имеет никакого ритуального значения и делается просто для красоты. Мужчины носят белые шарфы на голове. Эрборе не увлекаются татуировками, но любят разрисовываться мелом и цветной глиной.
Лалибела
Поселок Лалибела (2630 м над уровнем моря), также известный под названием Роха (что означает «чистый»), был столицей Эфиопии в 10-13 веках, когда здесь правила династия Загуэ. Есть очень расплывчатые и часто противоречивые исторические записи об одиннадцати царях Загуэ, самым известным из которых был царь Лалибела. Множество легенд, которые не пересказывает только ленивый, до сих пор передаются из уст в уста в Эфиопии. Вот одна из них: когда новорожденного принца впервые вынесли на солнышко показать народу, откуда ни возьмись появился рой диких пчел, которые окружили ребенка. А когда пчелы улетели, на нем не было ни одного укуса. Имя «Лалибела» в иносказательном смысле означает «дикие пчелы подчиняются ему». А вот еще одна история: когда гениальный подросток стал показывать свои таланты и редкие способности, то ли сам царь, то ли его сыновья, подмешали ему яд, что было обычным делом в те времена. Но принц не умер, а когда он очнулся, заявил, что летал на крыльях ангелов в Иерусалим. Куда он и отправился, когда подрос. Возвращение принца Лалибелы в Роху также описано в легендах. По одной из версий, интенсивно продвигаемой «историком» Грэхэмом Хэнкоком (Graham Hancock, автор сочинения The Sign and the Seal), Лалибела вернулся в сопровождении отряда рыцарей тамплиеров. Красивая сказочка, но никаких подтверждений ей нет. Даты жизни и правления Лалибелы тоже неизвестны, но некоторые историки полагают, что Лалибела правил в 1181 – 1221 годах, плюс – минус 50 лет.
По приказу Лалибелы в 12 веке были сооружены 12 церквей, вырубленных в скале вертикально вниз. Большинство церквей окружены рвами и водосточными каналами. Церкви соединяются подземными переходами и туннелями. Считается что строительство всего комплекса продолжалось 23 года, и если это правда, то здесь было занято не менее 40,000 рабочих и специалистов. Каждая церковь имеет уникальный дизайн. Все церкви действующие. Самая знаменитая и часто фотографируемая – это церковь Св. Георгия, 15 м высотой, вырубленная в скале в форме греческого креста.
12 церквей Лалибелы
Северная группа церквей (семь церквей)
- Бете Медхане Алем (церковь Св. Спасителя) является самым крупным монолитным сооружением в мире, высота 11.5 м, длина и ширина 33.5 на 23.5 м. В церкви хранится золотой крест царя Лалибелы весом 7 кг, который выносят верующим только после утренней службы в воскресенье, да и то не всегда.
- Бете Мариам (церковь Св. Марии) это центральная и возможно самая старая из комплекса церквей. Снаружи и изнутри церковь украшена уникальными старинными барельефами и фресками. В церкви есть украшения в виде звезды Давида, внутри которой расположен крест, свастики и креста – логотипа царя Лалибелы. В церкви также имеется колонна, обтянутая тканью, поэтому надписи, высеченные на ней, так и останутся непрочитанными.
- Бете Мескел (церковь Воздвижения Креста Господня) это крошечная полумонолитная церковь, где хранится необычный бронзовый крест 14 века со свастиками. Рядом с церковью находится место для крещения младенцев и искусственный водоем – бассейн Св. Марии глубиной 11.5 м.
- Бете Денагиль (церковь Св. Девственниц) – крошечная, но очень харизматическая церковь без окон, высеченная в каменном гроте, посвященная 50 монахиням, которых казнил римский император Юлиан в 4 веке.
- Бете Голгота – Селассие (церковь горы Голгофа и Св. Троицы) – здесь находится могила царя Лалибелы. Церковь украшена семью фигурами святых и апостолов, высеченных на стенах. В нескольких метрах ниже уровнем находится символическая могила Адама. Только мужчины могут войти в эту церковь.
- Бете Микаэль – Дебре Сина (церковь Архангела Михаила и Синайской Горы) отличают кресты разного дизайна (латинский, греческий и тамплиерский) высеченные на потолке.
- Бете Ураэль (церковь Архангела Уриила) была обнаружена недавно и начала функционировать только в 2000 году.
Восточная группа церквей (четыре церкви)
- Бете Габриэль – Руфаэль (церковь Архангела Гавриила и Архангела Рафаила) окружена рвом, наполненным водой и скорее напоминает крепость. Первый этаж церкви залит грунтовыми водами, неизвестно, как попасть в помещения второго этажа, а на третьем рядом с церковью находится помещение, где возможно был личный кабинет царя Лалибелы. Церковь стоит и ждет археологов, чтобы раскрыть ее тайны.
- Бете Амануэль (церковь Эммануила) – очень привлекательная и поврежденная эрозией монолитная церковь высотой 12 м, которая сильно пострадала от криворуких итальянских реставраторов: в 1950е годы они начали забивать в стены арматуру, пытаясь покрыть ее цементом и отштукатурить.
- Бете Меркориос (церковь Великомученика Меркориоса), куда можно попасть через подземный ход длиною 25 м, была разрушена возможно землетрясением в 18 веке. Археологи предполагают, что эта церковь очень старая, а давным-давно это помещение использовали как тюрьму. В церкви есть удивительная, но пострадавшая от времени и погоды фреска с изображением трех волхвов и двенадцати апостолов.
- Бете Абба Либанос (церковь Св. Отца Либаноса) высечена из колонны в пещере. По легенде церковь построена в честь жены царя Лалибелы, которую знали Кебре Мескел. Легенда гласит, что строительство продолжалось всего один день (когда работали люди) и одну ночь (когда их работу завершили ангелы). Также говорят, что одна из стен, где находится алтарь, раньше светилась по ночам.
Западная группа церквей (одна церковь)
- Бете Гиоргис (церковь Св. Георгия) расположена отдельно от остальных церквей на западном склоне. Высеченная в форме греческого креста, церковь очень фотогенична в лучах заходящего солнца. Еще одна расхожая легенда: Святой Георгий явился царю Лалибеле во сне и выразил крайнее недовольство тем, что для него не сделано ни одной церкви. И вот результат: возможно самый фотографируемый объект во всей стране.
Национальный Парк Семиен
Парк Семиен, включенный в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО, был основан еще при императоре Хайле Селассие. Семиен означает «север», и парк начинается в 100 км на север от Гондара. В этом парке можно организовать пешие прогулки и кемпинг, продолжительностью от 2 часов до 2 недель. Проще всего выехать из Гондара рано утром, погулять в парке и вернуться вечером в Гондар, при этом можно сделать остановку в поселке Коссойе, где в 1965 году останавливалась королева Англии Елизавета II.
В национальном парке Семиен преобладает горный афро-альпийский климат. Здесь обитает несколько редких эндемиков: например, эфиопский волк (Ethiopian wolf), дикий горный козел Валия (Walia ibex) и бабуин джелада (gelada baboon), а также более 120 видов птиц. В парке есть по крайней мере дюжина вершин более 4000 м. Самая высокая горная вершина Эфиопии, Рас Дашен (4620 м) также находится в парке Семиен. Это четвертая по высоте гора на африканском континенте. Или пятая, поскольку есть товарищи, которые утверждают, что высота горы Рас Дашен всего лишь 4550 м.
Аксум
Аксум (значение названия: «Ак» – вода, «Шум» или «Сум» – князь, начальник) – это одна из ведущих достопримечательностей исторического маршрута. Этот тихий город на севере Эфиопии на протяжение почти тысячи лет был столицей одной из самых могущественных империй в Африке. Старинная книга Кибре Негест (Слава царей) описывает Аксум в 10 веке до н.э., где правила легендарная царица Савская. В первом веке нашей эры Аксум стал важнейшим торговым центром, куда часто наведывались купцы из Греции. Когда в 330 году Эфиопия приняла христианство, Аксум стал неофициальной религиозной столицей страны. Главными достопримечательностями Аксума для туристов, особо интересующихся историей и археологией, являются знаменитые аксумские стелы и гробницы, археологический музей, бассейн царицы Савской, дворец Донгур (который иногда ошибочно называют дворцом царицы Савской), руины замка царя Калеба с подземными помещениями из гранитных блоков, церковь Марии Сионской, и др. Чтобы осмотреть эти достопримечательности, достаточно одного – двух дней. Все объекты, перечисленные выше, являются Всемирным наследием ЮНЕСКО. Если остаться в Аксуме подольше, отсюда можно совершить однодневную экскурсию с посещением комплекса Еха и монастыря Дебре Дамо.
Озеро Тана
Тана – это крупнейшее озеро Эфиопии, площадью около 3,700 кв. км, расположенное на высоте 1830 м над уровнем моря. Более 50 больших и малых рек впадают в озеро Тана, а вытекают 4 реки, самая большая Голубой Нил, ласково называемый эфиопами “Abbai”: “отец вод”, священная река и гордость Эфиопии, правый приток Нила – великой реки континента. На озере много зеленых островов, их количество постепенно увеличивалось из-за снижения уровня воды, их ок. 40. Берега живописны: леса, кустарники, заросли папируса.
Озеро Тана внесено во Всемирную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО.
Озеро с его островами и полуостровами знаменательны древними монастырями и церквями.
На озере обитает более 200 видов птиц, бегемоты, пеликаны, много рыбы.
В нижнем течении Голубого Нила с 2011 года сооружается мощнейшая ГЭС африканского континента: Хидасие, что означает “Возрождение”.
Oзеро Лангано
Арба Минч
Арба Минч – крупный административный город на юге Эфиопии (население около 100,000 человек). Высота над уровнем моря – 1250 м. В переводе с амхарского языка название города означает «Сорок родников». Это название он получил за многочисленные подземные источники. Расположенный на западной стороне Рифтовой долины, город состоит из двух частей: административной части, которая носит название Шеча, и жилых и коммерческих кварталов — Сикела, расположенных в 4 км от центра. Обе части соединены между собой дорогой. Сикела, расположенная на востоке города, является своеобразными воротами в национальный парк Неч Сар, который расположен между озёрами Абайя на севере и Чамо на юге.
В окрестностях города произрастают различные фруктовые культуры: манго, авокадо, папайя, и конечно необъятные плантации бананов. Кроме фруктов город известен своими рыбными фермами. В городе расположены два университета. Попасть в Арба Минч можно на машине или микроавтобусе (дистанция из Аддис Абебы – 500 км). Есть также аэропорт и регулярные рейсы из столицы.
Народ Консо
Численность: около 400,000
Место проживания: горные районы к югу от Арба Минча
Язык: восточно-кушитская языковая группа
Основные занятия: сельское хозяйство, в основном земледелие
Главное поселение: Карат Консо (5,000 жителей)
В отличие от других народов южной Эфиопии, консо не могут быть классифицированы как племена неолита или позднего каменного века. Эти опытные земледельцы, перекочевавшие в места их нынешнего проживания возможно 800 или 1,000 лет назад, поселились на горном массиве на высоте 1,500 – 2,000 метров и преобразили эти каменистые сухие склоны в один из наиболее производительных и плодородных регионов страны. Место выбрано не случайно: здесь нет малярии.
Консо выращивают зерновые культуры, прежде всего сорго, также ячмень, пшеницу, тэфф, кукурузу. Культивируется также много разновидностей фасоли и бобов. В поселках на каждом подворье посажены фруктовые деревья авокадо, папайя, манго. Важнейшими культурами также являются кофе и моринга.
Несколько лет назад поселения консо, их система террасного земледелия, традиции и обычаи были названы «Культурным Ландшафтом Консо» и стали частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Народ Хамер
Численность: по разным источникам от 35,000 до 70,000
Место проживания: долина реки Омо, на восточном берегу, в низменности, которая простирается до Соленого Озера
Язык: омотская языковая группа
Основные занятия: полукочевое скотоводство, бортничество и примитивная обработка земли по технологии позднего каменного века.
Административный центр: поселок Турми (около 5,000 жителей)
Женщин народа хамер невозможно спутать с кем-бы то ни было: и молодые девушки, и солидные замужние дамы для красоты используют смесь охры, глины и сливочного масла в прическах (множество мелких косичек) и в виде крема для лица и тела.
Главной вехой в жизни каждой семьи является церемония для молодых парней, которая на английском языке не очень удачно называется bull–jumping, что на языке хамеров звучит как укуле булла, или бег по спинам быков. Это испытание, одно из многих в жизни мальчика-хамера, должен пройти каждый, чтобы доказать право на самостоятельную жизнь и получить свою часть наследства. Ни один хамер не может жениться, если он не прошел эту инициацию.
Иностранные туристы допускаются на церемонию укуле булла без проблем, но естественно за невысокую мзду. Большая часть денег идет в подарок семье молодого человека, ведь расходы на угощение многочисленной родни нешуточные. Из-за этого некоторые туристы находятся под впечатлением, что все это разводилово и способ заработать «легкие» деньги. Это в корне неверно. Устраивать фальшивые церемонии для туристов строго запрещено не только по постановлению Министерства Культуры и Туризма Эфиопии, но также и по традициям и законам хамеров. Поэтому не сомневайтесь, все церемонии – настоящие и неповторимые.
Народ Мурси
Численность: по разным источникам от 5,000 до 10,000
Место проживания: юго-западная Эфиопия, в долине рек Омо и Маго
Язык: нилотская (нило-сахарская) языковая группа
Основные занятия: полукочевое скотоводство и примитивная обработка земли по технологии позднего каменного века. Ремесленники из мурси никакие.
Постоянных поселков, в виде рынков или административных единиц, у мурси нет, но мурси появляются в городе Джинка в рыночные дни.
На юго-западной границе Эфиопии живет народ мурси. Сами себя они, однако, называют мун. Живут мурси себе потихонечку, занимаются разведением крупного и мелкого рогатого скота, а когда пойдет дождь, женщины мурсийки ковыряются в земле, выращивая сорго. Именно ковыряются деревянными палками, поскольку они не пользуются плугом, просто не умеют. И металлических орудий труда у мурси тоже нет: обычный поздний каменный век. Женщины растирают сорго в муку крупного помола и варят кашу, добавляя туда овощи и мясо, если таковые имеются. Обязательный утренний напиток – кофе из кофейной шелухи. Прием пищи – один раз в день.
Всего мурси не более 10 тысяч, но о них слышали все путешественники, которые хоть что-нибудь знают о племенах южной Эфиопии. Прославились они потому, что женщины народа мурси вставляют глиняные диски (дэби) в надрез на нижней губе.
Большинство народов долины реки Омо имеет особую церемонию инициации для молодых людей. У мурси также есть эта церемония под названием донга.
Донга – это палка около двух метров длиной с утолщением на одном конце. Донга – это также название сражений на палках, которые проводятся ежегодно в конце августа – начале сентября. Мальчики и юноши мурси старательно готовятся к этим сражениям с раннего возраста. Принять участие и победить в соревновании донга – это значит пройти инициацию, после которой юноша доказывает свое право на самостоятельную жизнь, получение наследства и женитьбу.
Гондар
Этот город, в десятке крупнейших городов Эфиопии, был столицей в 17-19 веках. Он был основан императором Фасилидесом в 1636 г. Экскурс в историю: с 1270 по 1635 годы по традиции каждый император после коронации передвигал столицу страны в новый населенный пункт, а чаще и вовсе обходился без столицы: кочевал со своим войском по стране, наводя порядок по пути следования. В 16 веке произошел серьезный конфликт с мусульманами (1529 – 1543 годы, когда Ахмед Грань атаковал Христианское Царство). Дальше хуже: в 17 веке, под влиянием монахов иезуитского ордена, которых в Эфиопии расплодилось видимо-невидимо, император Сусныйос принял католичество. Далее было восстание крестьян и отречение императора-католика. Фасилидес короновался в 1632 году и сумел приостановить это безобразие. Он также провел несколько важных реформ: прогнал иностранцев из страны и объявил политику «закрытых дверей», сделал Гондар постоянной столицей, а также провел сегрегацию религий (православные, мусульмане и иудеи). Гондар перестал быть столицей в 1855 году, когда гондарскую династию подвинул Теодрос, император – самозванец, но несмотря на это жители Гондара считают его героем и его памятник украшает центральную площадь города. В дни матчей болельщики гондарского футбольного клуба как-то умудряются нарядить статую императора в футболку местной команды, белую с диагональной красной полосой. Центральная улица Гондара называется Пьясса, или Пьяцца. Большинство зданий в центре сохранились со времен итальянской оккупации во второй мировой войне. К счастью, их не собираются сносить и заменять на уродливые высотки из стекла и бетона, как это делается в Аддис Абебе.
Главные достопримечательности Гондара: комплекс царских дворцов 17 – 18 век, церковь Дебре Берхан Селассие 18 век, бассейн царя Фасиля 17 век, руины замка Кусквам 18 век.
Бахр Дар
Этот город расположен на южном берегу озера Тана. Это очень гостеприимный и привлекательный город, с хорошими гостиницами, кафе и ресторанами. Бахр Дар – один из крупнейших городов Эфиопии, столица федеративной республики Амхара с населением более 400,000 человек. Здесь имеются два университета: технологический и гуманитарный. Отсюда туристы могут посетить старинные монастыри и церкви на островах и побережье озера Тана.
Аддис Абеба
Аддис Абеба, столица Эфиопии, была основана императором Менеликом в 1886 году, хотя место для столицы было выбрано его женой, императрицей Тайту. Ее в первую очередь привлекли горячие источники под названием Флоха (Fil Wuha – кипящая вода) в центре современной Аддис Абебы. Название города означает Новый Цветок (Addis – новый, Ababa – цветок). Город расположен на высоте 2400 м над уровнем моря. Численность жителей в Аддис Абебе точно неизвестна, предположительно около 5 миллионов человек. Аддис Абеба – это прежде всего коммерческий центр страны, и большая часть жителей города занята в торговле и коммерции. Центром коммерческой жизни города является Меркато, крупнейший рынок не только в Эфиопии, но, пожалуй, и на всем Африканском континенте. Центральные офисы ООН (United Nations Economic Commission for Africa – ECA), основанного в 1958 году, а также Африканского Союза (African Union – AU), основанного в 1963 году, находятся в Аддис Абебе. Таким образом, Аддис Абеба является не только столицей Эфиопии, но и столицей Африки.
Аддис Абеба была оккупирована итальянскими фашистами во времена второй мировой войны, ровно 5 лет, с 5 мая 1936 г до 5 мая 1941 г. Поэтому некоторые районы в Аддис Абебе называются итальянскими именами: Меркато, Казанчис, Пьяцца и Пополаре.
Достопримечательности Аддис Абебы
Площадь Мескел – это центральная площадь Аддис Абебы, где ежегодно 26 сентября отмечается праздник Воздвижения Креста Господня. Рядом находятся выставочный центр, музей Жертв Красного Террора и музей Аддис Абебы.
Национальный музей известен прежде всего из-за антропологической выставки, где представлен скелет Люси, Australopithecus Afarensis, датируемый 3 миллиона 180 тысяч лет. Также в музее имеется археологическая коллекция, где находятся интересные артефакты, датируемые от 6 века до нашей эры до 7 века нашей эры. На втором этаже находится прекрасная выставка картин, а на третьем этаже – довольно посредственная этнографическая экспозиция. Рядом с музеем помещен бюст великого русского поэта А. С. Пушкина, потому что даже коню ясно, что прадед Пушкина был родом из северной Эфиопии.
Этнографический музей на территории университета находится на втором и третьем этажах бывшего дворца императора Хайле Селассие. Этот музей – один из лучших этнографических музеев в мире. Здесь представлены предметы быта многих народов Эфиопии, включая народы северной Эфиопии, народы долины реки Омо, кочевники Афар, и многие другие. На втором этаже находится спальня императора, где в 1960 году на него было совершено покушение. На третьем этаже есть уникальная выставка церковной живописи и крестов 13 – 19 веков.
В Аддис Абебе также можно посетить несколько православных церквей. Прежде всего это Собор Св. Георгия, возведенный императором Менеликом в 1898 году в честь победы над итальянскими колонизаторами. Собор был сожжен итальянскими фашистами в 1936 году, но затем восстановлен и украшен росписями и мозаикой работы великих эфиопских художников. При соборе открыт небольшой музей.
Еще одна интересная церковь для туристов – это Собор Св. Троицы, где похоронены император Хайле Селассие и его супруга императрица Меннен. Современный собор был построен в 60е годы 20 века. При соборе имеется достойный музей. Рядом с собором похоронены выдающиеся политические и религиозные деятели, а также великие актеры, спортсмены и военные.
Памятники Аддис Абебы
Памятник императору Менелику II рядом с Собором Св. Георгия символизирует победу эфиопского народа в борьбе против колониализма. Сделан из бронзы и установлен в 1930 году.
Статуя Иудейского Льва около старого ж/д вокзала была вывезена в Рим во времена фашистской оккупации и возвращена в Аддис Абебу только через 30 лет.
Статуя льва около Национального Театра работы французского архитектора Мориса Калька была установлена в 1955 г в честь 25-летия правления императора Хайле Селассие. Говорят, что этот памятник самому императору не понравился, но позднее стал логотипом Министерства Культуры и Туризма Эфиопии.
Пушка Севастополь на площади императора Теодроса – это макет настоящей пушки, которую смастерил император Теодрос в 1868 году в войне против англичан. Назвал он ее Севастополь, намереваясь отомстить англичанам за поражение России в Крымской войне (1853 – 1855 гг.) Кстати, пушка ни разу не выстрелила, а император войну проиграл, что не характерно для эфиопов.
Памятник Абуна Петросу, великому герою и архиепископу эфиопской православной церкви, который был расстрелян итальянскими фашистами в 1937 году.
Памятник Великомученикам Екатит 12: колонна, украшенная статуей льва. Этот памятник посвящен мирным гражданам Эфиопии, казненным итальянцами в феврале 1937 года. Этот акт террора последовал за покушением на жизнь маршала Грациани, главнокомандующего итальянской армии в Эфиопии.
Стела на площади Побед – Арат Кило – место проведения мероприятий в честь великих побед эфиопской армии: 2 марта 1896 года (день победы над итальянскими колонизаторами) и 5 мая 1941 года (день победы над итальянскими фашистами). Вообще-то побед было много, все так сразу и не упомнишь.
Эфиопско-Кубинский монумент был открыт 12 сентября 1984 года (десятая годовщина военного режима) на денежки Северной Кореи. Посвящен монумент воинам Эфиопии и добровольцам из Кубы, павшим смертью храбрых в пустыне Огаден, в войне против Сомали.
Краткая ознакомительная экскурсия по Аддис Абебе продолжается от 3 до 4 часов. В программе посещения – Национальный Музей, собор Св. Георгия, а также поездка по уцелевшим районам Аддис Абебы для ознакомления с улицами, площадями, историческими зданиями и памятниками нашей столицы.